Состояние свечи, номер рисунка |
Причина |
Сопутствующие признаки |
Способы устранения неисправности |
Светло-коричневый нагар (Рисунок 1) |
Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо |
Расход топлива и масла в норме |
По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор |
Бархатистый нагар черного цвета (Рисунок 2) |
Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. Неисправность автоматической термозаслонки |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможно, трудности с пуском на горячую |
Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку |
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов) |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с запуском двигателя |
В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена |
Загрязнен воздушный фильтр |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую |
Заменить или промыть воздушный фильтр |
Неправильная установка зазора, неисправность свечи |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском |
Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую |
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском |
Заменить свечу на новую с правильным калильным числом |
Черный масляный нагар (Рисунок 3) |
Повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей) |
Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя |
Отрегулировать или отремонтировать маслонасос |
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей) |
Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней |
Толстый слой рыхлых отложений (Рисунок 4) |
Низкое качество бензина или масла |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск |
Сменить используемое масло или топливо |
Отложения красного цвета (Рисунок 5) |
Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине |
Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск |
Сменить используемое топливо |
Оплавление центрального электрода (Рисунок 6) |
Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск |
Заменить свечу на новую с правильным калильным числом |
Низкооктановое топливо |
Снижение мощности двигателя, детонация |
Заменить топливо |
Неисправность системы охлаждения |
Перегрев двигателя |
Срочно проверить и исправить систему охлаждения |
Разрушение электродов свечи или теплового конуса из-за их расплавления и выгорания (Рисунок 7) |
Установлена "горячая" свеча, сравнительно длительная работа двигателя на режиме калильного зажигания |
Затруднен или невозможен пуск двигателя |
Диагностика двигателя с целью оценки состояния клапанов, поршней, колец |