| Состояние свечи, номер рисунка | Причина | Сопутствующие признаки | Способы устранения неисправности | 
| Светло-коричневый нагар (Рисунок 1)
 | Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание.
 Качественное масло и топливо
 | Расход топлива и масла в норме | По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор | 
| Бархатистый нагар черного цвета (Рисунок 2)
 | Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора.
 Неисправность автоматической термозаслонки
 | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
 Неустойчивая работа на холостых оборотах.
 Возможно, трудности с пуском на горячую
 | Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку
 | 
| Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов) | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
 Неустойчивая работа на холостых оборотах.
 Трудности с запуском двигателя
 | В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена
 | 
| Загрязнен воздушный фильтр | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
 При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую
 | Заменить или промыть воздушный фильтр | 
| Неправильная установка зазора, неисправность свечи | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
 Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском
 | Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую | 
| Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя.
 Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском
 | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом | 
| Черный масляный нагар (Рисунок 3)
 | Повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей)
 | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя
 | Отрегулировать или отремонтировать маслонасос | 
| Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей)
 | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней | 
| Толстый слой рыхлых отложений (Рисунок 4)
 | Низкое качество бензина или масла | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Сменить используемое масло или топливо | 
| Отложения красного цвета (Рисунок 5)
 | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине | Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Сменить используемое топливо | 
| Оплавление центрального электрода (Рисунок 6)
 | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом | 
| Низкооктановое топливо | Снижение мощности двигателя, детонация | Заменить топливо | 
| Неисправность системы охлаждения | Перегрев двигателя | Срочно проверить и исправить систему охлаждения | 
| Разрушение электродов свечи или теплового конуса из-за их расплавления и выгорания (Рисунок 7)
 | Установлена "горячая" свеча, сравнительно длительная работа двигателя на режиме калильного зажигания | Затруднен или невозможен пуск двигателя | Диагностика двигателя с целью оценки состояния клапанов, поршней, колец |